Top.Mail.Ru
avatar-operator Подбор 24/7 Бесплатно Войти Корзина

Особенности эксплуатации АКПП

20 Марта 2025

«Можно» и «нельзя» в эксплуатации АКПП

Автоматическая коробка передач (АКПП) — второе устройство по важности после «сердца» (двигателя) автомобиля. Но чтобы она служила долго и исправно, нужно правильно её эксплуатировать. В этой статье мы рассмотрим основные правила эксплуатации, ошибки, которых стоит избегать, а также поделимся рекомендациями по обслуживанию и продлению жизни коробки передач.

Что можно и как правильно?

Чтобы продлить срок службы автоматической коробки передач, важно соблюдать ряд правил:

1. Будьте нежнее, а именно используйте плавный разгон и торможение. Постепенное увеличение и снижение скорости минимизирует нагрузки на коробку передач, продлевая её ресурс и избавляя ваш авто от резких столкновений шестерен, что очень не нравится вашей КПП.

2. Дайте автомобилю «проснуться» перед поездкой. Представьте, вы просыпаетесь и сразу начинаете куда-то бежать… не нравится? Вот и ваш автомобиль будет не в восторге! Особенно зимой, когда трансмиссионное масло густеет, поэтому дайте поработать автомобилю на холостых оборотах хотя бы пару минут, прежде чем отправиться в путь.

3. Правильно используйте парковочный режим («P»). Используйте парковочный режим только после полной остановки - он блокирует выходной вал коробки и предотвращает самопроизвольное движение авто. При парковке на наклонной поверхности сначала ставьте автомобиль на стояночный тормоз и только потом переключайте селектор в положение «P». Иначе ваш авто будут удерживать не тормоза, а шестерни, на которые исходит постоянное избыточное давление.

4. Следите за состоянием масла. Задавайтесь вопросом «Как поживает масло в коробке?» хотя бы раз в месяц. Проверяйте его уровень, чистоту и степень износа. Масло должно быть чистым, без черноты и запаха гари. Меняйте масло примерно каждые 60–80 тысяч километров. Точные интервалы зависят от модели авто и условий эксплуатации. Но не верьте, что жидкость в АКПП предназначена на весь срок службы автомобиля. Как правило, если не обслуживать КПП, то она выходит из строя в ближайшее время после истечения гарантии от дилера.

5. Не буксуйте. Избегайте длительных пробуксовок на льду, снегу или грязи. Если автомобиль застрял «в текстурах», лучше раскачаться, перемещая селектор между положениями «D» и «R» (но с минимальной скоростью!) - это чревато перегревом, но об этом далее.

АКПП. Полезные статьи в блоге Партерры

Чего делать нельзя при эксплуатации АКПП?

Если вам кажется, что автоматическую коробку тяжело сломать, то обратите внимание на действия, которые могут привести к преждевременному износу:

1.Перегрев

Как говорилось ранее, частые пробуксовки, агрессивная езда и движение в тяжелых условиях (например, по бездорожью) - перегревают коробку передач! Чем же грозит перегрев? Масло теряет свою вязкость, а следовательно и смазывающую способность. Чрезмерный нагрев может спровоцировать утечку масла через трубки охлаждения, в результате этого коробка может отказаться продолжать работать, или даже взорваться!

2. Неправильное переключение режимов

Не забывайте, что у вас автомат, а не механика. Переключать режимы КПП следует только после полной остановки автомобиля. Если при переключении режимов авто находится в небольшом движении, то вы почувствуете лишь небольшой толчок, а КПП сильный удар по фрикционам.

3. Буксировка тяжелого прицепа или другого автомобиля

АКПП рассчитана на работу с определенной нагрузкой, и буксирование большого веса может перегрузить ее, вызвав перегрев и выход из строя. Если буксировка необходима, делайте это аккуратно и соблюдая ограничения производителя.

4. Использование нейтральной передачи на спуске

Многие водители ошибочно считают, что включение нейтрали на спуске помогает экономить топливо. На самом деле это увеличивает нагрузку на тормозную систему. Поверьте, экономия пары миллилитров топлива того не стоит.

5. Игнорирование посторонних звуков

Скрип, скрежет, гул и посторонние шумы - это не нормально! Если вы услышали что-то подобное, стоит задуматься всё ли в порядке с КПП. В идеале отказаться от комфортного автомобиля, отправив его в сервис на эвакуаторе, а самим на время пересесть на автобус.

«Симптомы», дающие понять что пора заехать на сервис:

Важно вовремя распознать первые симптомы плохого самочувствия вашей коробки передач , предотвратить серьезные поломки и выход на «больничный» Вот основные моменты, на которые стоит обратить внимание:

1. Толчки и рывки при переключении передач

Если ваша коробка начинает пинаться, это может свидетельствовать о проблемах с гидравликой или износом фрикционов. Это очень неприятно, уж поверьте…

2. Задержки

Следите за временем реакции вашей АКПП. Задержка между нажатием педали газа и началом движения может указывать на проблемы с гидротрансформатором или соленоидами.

3. Шум

Если вы садитесь в свое авто и слышите вокруг шум, то все далеко не «ништяк» Любые необычные звуки, исходящие от коробки требуют немедленного обращения к специалисту.

4. Утечка масла

Обращайте внимание, не оставляет ли ваш автомобиль масляных следов. Если пятна под авто все же есть, то это сигнал о возможной утечке, которую необходимо устранить. Совет для чайников: перед выбором парковочного места, не забудьте его осмотреть, вдруг следы масла там были и до вас.

При появлении любых из перечисленных симптомов рекомендуем обратиться в сервисный центр для диагностики и ремонта!

Заключение

Эксплуатация автоматической коробки передач требует внимательного подхода и соблюдения ряда правил. Правильный уход, регулярное обслуживание и аккуратное вождение помогут значительно увеличить срок службы АКПП и избежать дорогостоящих ремонтов. Помните - профилактика всегда дешевле устранения последствий.

АКПП